«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) - это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
Что же такое цифровая образовательная среда? В неё входит несколько компонентов – высокоскоростной интернет в школе, обеспечение кабинетов техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта школа получила современное оборудование.
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
обновление его содержания,
создание необходимой современной инфраструктуры,
подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Реализация проекта осуществляется при поддержке:
Министерства просвещения Российской Федерации.
Федеральным оператором мероприятий по реализации проекта является ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Региональным координатором мероприятий по реализации проекта является Министерство образования и науки Мурманской области.
Документы федерального уровня
Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» Скачать 13
Что такое ЦОС?
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Электронная информационно-образовательная среда
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
НАЗНАЧЕНИЕ ЭИОС:
- обеспечение информационной открытости школы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования;
- организация образовательной деятельности школы и обеспечение доступа пользователей к информационно-образовательным ресурсам ЭИОС.
ЭИОС ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
- организацию доступа к основным профессиональным образовательным программам, учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, программам государственной итоговой аттестации, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов текущей, промежуточной аттестации и результатов освоения основной профессиональной образовательной программы;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы;
- создание условий для организации взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного посредством сети «Интернет»;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализации которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
С 1 января 2023 года российские школы и образовательные организации СПО в реализации своих образовательных программ обязаны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Использование ГИС в реализации образовательных программ регламентировано поправками, принятыми в 2021 году в федеральный закон «Об образовании». Для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Это инструмент для помощи в работе учителю, ученикам и родителям. Она дополняет традиционную систему образования, но не заменяет личное общение.
В настоящее время в федеральной государственной информационной системе пользователи могут открыть личный кабинет, воспользоваться библиотекой проверенного воспитательного и образовательного контента. Здесь есть расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал. Учитель может создавать в системе свои папки и наполнять их документами: информацией о классе, планами работы, протоколами родительских собраний, а также сформировать отчет курирующему администратору.
На главной странице федеральной государственной информационной системы размещен блок электронного дневника. На главной странице опубликованы также блоки «Материалы библиотеки», «Видеоуроки РЭШ» и «Подборки».
С главной страницы можно просматривать новости, находить ответы на основные вопросы по работе ФГИС, ссылки на интернет-ресурсы, которые могут быть полезны в образовательной деятельности, а также управлять своими подписками на уведомления, проходить опросы. У пройденных опросов можно посмотреть результаты.
Цели и задачи ФГИС «Моя школа»
Согласно Приказу Минпросвещения России от 30.06.2021 г. № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа», система создана, чтобы повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий, создать современную и безопасную образовательную среду и возможности для вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования их детей.
Внедрение ФГИС призвано также создать условия для взаимодействия региональных и федеральных систем и использовать единые классификаторы, реестры, справочники и форматы взаимодействия, обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся.
Кроме того, система позволяет формировать показатели государственного статистического наблюдения на основе действий педагогов и граждан в части образовательного процесса.
Функциональные возможности ФГИС «Моя школа»
Основная цель создания ФГИС Моя школа — обеспечить эффективную информационную поддержку образовательных организаций, а также создать условия для эффективного использования новых информационных технологий.
В результате должны быть реализованы следующие функции:
Работа с электронным журналам (для своевременного учета успеваемости и посещаемости уроков);
Работа с электронными дневниками (для корректировки учебной программы);
Работа с электронной методической библиотекой (в том числе и при подготовке уроков учителям и самоподготовке ученикам);
Работа с презентациями и тестовыми документами, содержащими таблицы;
Возможность создания персональных и групповых чатов (в том числе и для проведения видеоконференций);
Формирование показателей статистического направления на основе действий педагогических работников;
Создание возможностей эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс.
В МБОУ "Мурмашинская СОШ №1" созданы условия для доступа к цифровой (электронной) библиотеке и/ или иным электронным образовательным ресурсам с подключением к сети «Интернет».
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Российская электронная школа – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов) представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:
- Основное общее образование;
- Среднее (полное) общее образование;
- Начальное профессиональное образование;
- Среднее профессиональное образование.
"Траектория-онлайн" Сайт создан для вовлечения учащихся в активную социальную практику.
Электронная библиотека учебников. Российское образование.
Виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне....
Образовательная платформа "Лекта"
Цифровой образовательный контент
Единый урок
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru/wps/portal/
Федеральный портал «Российское образование» http:/edu.ru/,
Владелец сайта: ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»)
Цель создания сайта: Портал был создан в 2002 году в рамках проекта «Создание первой очереди системы федеральных образовательных порталов» ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды».
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru,
Владелец сайта: Издательство «Просвещение».
Цель создания сайта: организация единого образовательного информационного пространства.
Электронное портфолио обучающегося
Что такое электронное портфолио школьника?
Электронное портфолио школьников – это инструментальная среда информационной поддержки формирования новой модели портфолио учащихся в условиях введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Предназначена для фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях деятельности учащихся с помощью информационных технологий.
Электронное портфолио позволяет упростить процесс отслеживания индивидуальной траектории школьников, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.
Электронное портфолио обеспечивает:
- накопление различных данных (информации) в электронном виде в течение всего периода обучения;
- наглядность основной компетентности учащегося за выбранный (заданный) период;
- проведение анализа показателей приведших к желательным (нежелательным) результатам;
- развитие мышления учащегося (гибкость, рациональность, оригинальность) и умения решать абстрактные задачи;
- развитие способности осуществлять самоконтроль и самооценку;
- формирование прикладных умений (способность решать практические задачи, применяя имеющиеся знания;
- формирование коммуникативных умений учащегося;
- формирование интересов (увлечённости) к конкретным областям знаний и будущей профессии.
Какие сервисы можно использовать для создания цифрового портфолио?
-
Сервис «Школьное портфолио»
Что такое «Школьное портфолио»? «Школьное портфолио» — образовательный сервис для школьников и их родителей на Госуслугах, в котором можно:
- узнать количество дней до каникул, оценки за прошлые периоды, средний балл ребёнка по каждому предмету;- получить информацию о школьных событиях и результатах проверочных работ
- создать учётную запись ребёнка
Разделы «Школьного портфолио»
«Лента событий» — информация о родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, контрольных и других школьных событиях
«Оценки» — информация об оценках за прошлые периоды учёбы ребёнка по всем предметам
«Средний балл в классе» — статистика успеваемости ребёнка и динамика среднего балла по каждому предмету
«Посещаемость» — статистика посещаемости за текущий учебный период
«До каникул осталось» — счётчик дней до начала каникулПерейти в сервис «Школьное портфолио»
МБОУ "Мурмашинская СОШ №1" имеет доступ к электронной системе учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник): в школе созданы условия для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов для доступа к электронной системе учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник) через функционирование АИС "Электронная школа"